|
О гарантиях свободы предпринимательской деятельностиВо исполнение пункта 3 Государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» Министерством юстиции Республики Узбекистан разработан проект Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в новой редакции.
Вы можете отправлять мнение и предложение по проекту закона на странице сайта «Обратная связь». Проект ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан
«О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»
Принят Законодательной палатой________________
Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 25 мая 2000 года №69‑II «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5–6, ст. 140; 2001 г., № 5, ст. 89; 2003 г., № 5, ст. 67; 2004 г., № 1–2, ст. 18, № 5, ст. 90; 2005 г., № 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 3, ст. 119, № 9, ст. 494, № 10, ст. 536; 2007 г., № 12, ст. 608; 2008 г., № 12, ст. 640; 2009 г., № 12, ст. 472; 2010 г., № 9, ст. 336, № 12, ст. 465; 2011 г., № 4, ст. 104) изменения и дополнения, утвердив его новую редакцию (прилагается).
Статья 2. Кабинету Министров Республики Узбекистан: привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент
Республики Узбекистан
ПРОЕКТ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О гарантиях свободы предпринимательской деятельности
(Новая редакция)
Статья 1. Основные задачи Закона
Отношения, связанные с гарантиями и мерами защиты прав субъектов предпринимательской деятельности – предприятий с иностранными инвестициями, регулируются также законодательством о гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов.
Отношения, связанные с гарантиями свободы предпринимательской деятельности в Республике Каракалпакстан, регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о гарантиях свободы предпринимательской деятельности, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Понятие предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность.
Статья 4. Субъекты предпринимательской деятельности
б) семейные предприятия;
машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, – не более пятидесяти человек;
Льготы, преференции, гарантии и права, предусмотренные законодательством для субъектов малого предпринимательства, предоставляются вышеперечисленным субъектам предпринимательства на основании их обращений в уполномоченные организации (органы государственной налоговой, таможенной службы, органы государственной статистики, банки и др.) в зависимости от характера льгот, преференций, гарантий и прав, с письменным уведомлением о том, что они являются субъектами малого предпринимательства. Ответственность за достоверность уведомления возлагается на субъектов предпринимательства, представивших уведомление.
В случае превышения микрофирмой и малым предприятием установленной среднегодовой численности работников они лишаются льгот, преференций, гарантий и прав, предусмотренных законодательством, на период, в течение которого допущено превышение. Данное положение не распространяется в случаях, когда:
Индивидуальный предприниматель занимается предпринимательской деятельностью, приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. Физическое лицо при совершении сделок, связанных с его предпринимательской деятельностью, должно указывать, что оно действует в качестве индивидуального предпринимателя, если это с очевидностью не вытекает из самой обстановки совершения сделок. Отсутствие такого указания не освобождает индивидуального предпринимателя от ответственности, которую он несет по своим обязательствам.
В случаях, когда для осуществления индивидуального предпринимательства один из супругов использует общее совместное имущество супругов, требуется согласие другого супруга (супруги), если иное не предусмотрено законодательными актами, брачным договором либо иным соглашением между супругами.
быть учредителями (участниками) других субъектов предпринимательства – юридических лиц в порядке, установленном законодательством;
владеть, пользоваться и распоряжаться в соответствии с законодательством принадлежащим им имуществом;
свободно распоряжаться доходом (прибылью), остающимся после покрытия всех производственных издержек, уплаты налогов и других обязательных платежей, за исключением случаев принудительного взыскания в судебном порядке;
соблюдать законодательство о защите прав потребителей;
иметь сертификаты на реализуемые товары в соответствии с законодательством;
Статья 11. Презумпция правоты субъекта предпринимательской деятельности
Все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности.
II. Основы осуществления предпринимательской деятельности
Лица, виновные в нарушении установленного законодательством порядка государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, незаконном отказе в регистрации субъекта предпринимательской деятельности либо уклонении от его регистрации, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.
Статья 13. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и иные разрешительные процедуры в сфере предпринимательской деятельности
Виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию, и перечень документов разрешительного характера, а также действий и (или) видов деятельности, для совершения и осуществления которых субъектам предпринимательства необходимы прохождение разрешительных процедур и получение документов разрешительного характера, определяется законом. Не допускается установление разрешительных процедур и норм, ограничивающих конкуренцию.
Порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и прохождения иных разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Новые разрешительные функции государственных органов и иных организаций могут вводиться только законами Республики Узбекистан, а также указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан.
При осуществлении разрешительных процедур обеспечиваются прозрачность, открытость и понятность разрешительных процедур, соблюдение принципа «в одно окно» при получении необходимых документов разрешительного характера, единство требований разрешительных процедур, осуществляемых уполномоченными органами, независимо от их ведомственной подчиненности.
Государственными органами обеспечивается регулярная публикация в средствах массовой информации перечня земельных участков, предоставляемых для строительства новых предприятий, а также пустующих и неэффективно используемых зданий и сооружений, предлагаемых к реализации субъектам предпринимательства.
Имущество, в том числе имущественные права, на основе и посредством которых субъекты предпринимательства осуществляют предпринимательскую деятельность, может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением прав, в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 15. Недопущение недобросовестной конкуренции
Не допускаются действия субъектов предпринимательства, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству и обычаям делового оборота, исключающие состязательность между ними и дающие возможность субъектам предпринимательства, осуществляющим такие действия, воздействовать на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на соответствующем рынке.
Субъекты предпринимательской деятельности ведут учет и отчетность в соответствии с законодательством. Отчетность по выбору субъекта предпринимательства может составляться на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа с соблюдением требований к электронному документу. При этом государство стимулирует ведение субъектами предпринимательства учета в электронном виде путем распространения на льготных условиях или бесплатно программного обеспечения для ведения учета и проведения для субъектов предпринимательства учебных занятий по электронному учету.
III. Гарантии прав субъектов предпринимательской деятельности
Статья 18. Конституционные гарантии свободы предпринимательской деятельности
Кабинет Министров Республики Узбекистан вправе определять виды деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели.
Банк обязан зачислять поступившие на счет денежные средства, выдавать или перечислять их со счета по распоряжению субъекта предпринимательской деятельности не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом или договором. В случае нарушения установленных сроков операций по счету банк уплачивает субъекту предпринимательской деятельности проценты в порядке и сроки, предусмотренные законодательством.
Если иное не предусмотрено договором, за пользование денежными средствами, находящимися на счете, банк уплачивает субъекту предпринимательской деятельности проценты, сумма которых зачисляется на счет.
Государственные органы, банки или иные кредитные организации не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств субъектов предпринимательской деятельности и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения их прав распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Запрещается истребование информации о наличии денежных средств на банковских счетах субъектов предпринимательской деятельности, а также ее предоставление банками, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Субъект предпринимательской деятельности вправе совершать в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, любые действия, не противоречащие закону. При этом осуществление субъектом предпринимательской деятельности своих правомочий собственника не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц. В случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательными актами, субъект предпринимательской деятельности обязан допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами.
Субъект предпринимательской деятельности вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, хотя эти нарушения и не были связаны с лишением владения.
В случае принятия акта законодательства, прекращающего право собственности, вред, причиненный субъекту предпринимательства – собственнику имущества в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещается государством. Споры о возмещении вреда разрешаются судом. Стоимость имущества, изымаемого при прекращении права собственности, определяется оценочной организацией на момент прекращения права собственности, если иное не установлено законодательством.
Для ведения фермерского хозяйства земельные участки предоставляются в аренду на основе открытого конкурса сроком до пятидесяти лет, но не менее чем на тридцать лет.
Размеры земельного участка и его границы могут быть изменены только с согласия главы фермерского хозяйства.
Изъятие земельного участка либо его части допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Договор аренды земельного участка может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон, а при недостижении согласия сторон – судом. Основания для подачи исковых заявлений об изменении или расторжении договоров аренды земельных участков, заключенных с фермерскими хозяйствами, определяются законодательством.
Приусадебный земельный участок, предоставленный дехканскому хозяйству, разделу не подлежит.
Государственные органы принимают меры по размещению заказов на производство и поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд среди субъектов предпринимательской деятельности. При проведении конкурсов по государственным закупкам при прочих равных условиях предпочтение отдается субъектам малого предпринимательства.
Кабинетом Министров Республики Узбекистан могут быть установлены иные особые условия доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок ценных бумаг, рынки сырья, отдельных товаров и услуг.
Статья 27. Гарантии свободного доступа фермерских и дехканских хозяйств к материально-техническим ресурсам, посевным материалам, саженцам и иным материалам
Государством могут определяться льготные процентные ставки за пользование кредитами, выделяемыми из средств внебюджетных фондов на развитие приоритетных направлений предпринимательской деятельности, в том числе формирование первоначального (стартового) капитала субъектов малого предпринимательства, фермерских и дехканских хозяйств.
Банки имеют право при выдаче кредитов субъектам малого предпринимательства учитывать в общей сумме кредита расходы, связанные с оформлением залогового обеспечения заемщика.
Статья 31. Гарантии рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности
Субъекты предпринимательской деятельности имеют право обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями и жалобами. Заявления, предложения и жалобы субъектов предпринимательской деятельности подаются непосредственно государственному органу, в полномочия которого входит разрешение поставленных в них вопросов, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу.
В обращениях должны быть указаны полное фирменное наименование субъекта предпринимательства – юридического лица либо фамилия, имя, отчество субъекта предпринимательства – физического лица, его местонахождение (почтовый адрес), а также изложена суть заявления, предложения или жалобы. Письменные обращения должны быть закреплены подписью уполномоченного лица субъекта предпринимательства – юридического лица либо подписью субъекта предпринимательства – физического лица. Обращения субъектов предпринимательства, представленные в виде электронного документа, подтверждаются электронной цифровой подписью субъекта предпринимательства.
Обращения субъектов предпринимательства подлежат обязательному принятию и рассмотрению, за исключением обращений, которые не отвечают требованиям, предусмотренным частью второй настоящей статьи. Обращения субъектов предпринимательства, не отвечающие требованиям, предусмотренным частью второй настоящей статьи, считаются анонимными и рассмотрению не подлежат.
Предложения субъектов предпринимательской деятельности рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается субъекту предпринимательской деятельности, внесшему предложение, в десятидневный срок. Заявления или жалобы рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный орган, который обязан разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее пятнадцати дней.
В тех случаях, когда для рассмотрения заявления или жалобы необходимо проведение проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки рассмотрения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего государственного органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом субъекту предпринимательской деятельности, подавшему заявление или жалобу.
Государственными органами во всемирной информационной сети Интернет создается постоянно обновляемая страница, предоставляющая субъектам предпринимательства возможность подавать жалобы на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц, а также обеспечивающая субъектам предпринимательства доступ к актам законодательства, регулирующим их деятельность.
Статья 32. Гарантии от национализации, конфискации и реквизиции имущества субъектов предпринимательской деятельности
Не может быть зарегистрировано фирменное наименование субъектов предпринимательской деятельности, тождественное или сходное до степени смешения с уже зарегистрированным настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих субъектов предпринимательства.
Право на использование товарного знака (знака обслуживания) предоставляется на основании его регистрации. Товарный знак (знак обслуживания) может быть зарегистрирован на имя субъекта предпринимательской деятельности – юридического или физического лица.
Право на неприкосновенность фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) принадлежит владельцу фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания).
Право на использование фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) может быть предоставлено их владельцем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) на основании заключенного между ними лицензионного договора или договора комплексной предпринимательской лицензии в соответствии с законодательством.
Органы государственной власти на местах не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность дехканских и фермерских хозяйств, в том числе в выборе ими агротехнических приемов, ассортимента производимой продукции, определения ее цены и направления реализации, за исключением закупок, предназначенных для государственных нужд.
Лица, виновные в незаконном ограничении самостоятельности или ином незаконном вмешательстве в деятельность субъектов предпринимательства, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.
IV. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
Статья 35. Защита деловой репутации субъекта предпринимательской деятельности
Если сведения, порочащие деловую репутацию субъекта предпринимательской деятельности, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.
Вред, причиненный субъекту предпринимательской деятельности в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов самоуправления граждан или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа самоуправления граждан, подлежит возмещению государством или органом самоуправления граждан на основании решения суда, независимо от вины их должностных лиц. Решением суда возмещение убытков может быть возложено на должностных лиц государственных органов, органов самоуправления граждан, по вине которых причинены убытки.
Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства, выпускающих подакцизные товары, а также финансово-хозяйственная деятельность субъектов малого предпринимательства, связанная с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов, не подлежит плановым налоговым проверкам в течение первых двух лет с момента их государственной регистрации.
Сроки проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства не должны превышать тридцати календарных дней. В исключительных случаях для субъектов предпринимательства, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов этот срок может быть продлен.
Контролирующий орган обязан в письменной форме известить субъекта предпринимательства о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки.
Проводимые проверки не должны создавать препятствия для полноценного функционирования субъектов предпринимательства.
Результаты проверок оформляются актом (справкой), один экземпляр которого оставляется у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности в день окончания проверки.
При выполнении субъектами предпринимательства предписаний контролирующих органов по результатам проверок, а также добровольном возмещении ущерба в установленные сроки и в полном объеме, включая уплату пени, к ним не применяются финансовые санкции. Данная норма не распространяется на случаи сокрытия (занижения) выручки от реализации товаров (работ, услуг) и хранения неоприходованных товаров, нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, а также занятия деятельностью без лицензии.
Допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке деятельности субъектов предпринимательской деятельности осуществляется при наличии у этих лиц выписки из координационного плана осуществления проверок, выданной специально уполномоченным органом по координации деятельности контролирующих органов, или копии решения о проведении внеплановой или встречной проверки, принятого этим органом, либо копии постановления о назначении проверки, связанной с возбужденным уголовным делом, а также копии приказа контролирующего органа о проведении проверки с указанием целей проверки, состава проверяющих должностных лиц и сроков ее проведения, а также специального удостоверения о допуске к проведению проверок и удостоверения личности проверяющих должностных лиц.
Должностные лица контролирующих органов при проверке деятельности субъектов предпринимательства обязаны обеспечивать соблюдение коммерческой, служебной и иной тайны, а также нераскрытой информации субъектов предпринимательства.
Лица, виновные в нарушении установленного порядка проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства, несут ответственность в соответствии с законом.
Статья 42. Применение к субъектам предпринимательства мер правового воздействия
прекращение и (или) перепрофилирование деятельности объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду;
V. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
Статья 43. Полномочия органов государственного управления в сфере поддержки предпринимательской деятельности
VI. Заключительные положения
Статья 50. Ликвидация (прекращение деятельности) субъекта предпринимательской деятельности
Ликвидация субъекта предпринимательской деятельности – юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда.
Субъект предпринимательства считается ликвидированным после внесения записи об этом в государственный реестр юридических лиц.
Подача жалобы в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо должностному лицу не исключает права на подачу аналогичной жалобы в суд.
|