Права министерства
Министерство имеет право:
- Запрашивать в установленном порядке от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и получать необходимую информацию, документы и материалы, в том числе аналитические, статистические и другие материалы в области соблюдения прав и свобод человека;
- Вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и других государственных органов предложения по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики;
- Разрабатывать и утверждать методические указания по вопросам подготовки проектов нормативно-правовых актов для органов государственного управления и органов государственной власти на местах;
- Получать от министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений, учебных заведений и других организаций заключения по проектам законов и других нормативно-правовых актов, и по согласованию с руководителями указанных органов и организаций образовывать комиссии (рабочие группы) по подготовке данных проектов;
- Проводить проверки в министерствах, государственных комитетах и ведомствах по соблюдению ими установленного порядка принятия, государственной регистрации, опубликования и доведения до сведения заинтересованных лиц нормативно-правовых актов, а также их применения;
- Вносить обязательные для исполнения в установленные сроки представления в министерства, государственные комитеты, ведомства об отмене и отзыве с исполнения нормативно-правовых актов, не прошедших государственную регистрацию, о восстановлении нарушенных прав, возмещении причиненных убытков, а также ставить вопрос перед соответствующими органами о привлечении в установленном порядке к ответственности виновных в этом должностных лиц;
- В установленном порядке выводить из государственного реестра либо приостанавливать действие (полностью или в части) нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств;
- Вносить представления в министерства, государственные комитеты и ведомства:
- о необходимости принятия нормативно-правовых актов с указанием срока их разработки;
- об отмене нормативно-правовых актов, не соответствующих законодательству, либо о приведении их в соответствие с законодательством;
- Изучать состояние дел по правильному и единообразному применению норм законодательства Республики Узбекистан министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами государственной власти на местах, учреждениями, организациями, должностными лицами. По результатам изучения вносить руководителям соответствующих органов представления о надлежащем применении норм законодательства Республики Узбекистан;
- Вносить на рассмотрение Президента Республики Узбекистан и в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о привлечении к ответственности руководителей органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах по фактам неисполнения (ненадлежащего исполнения) законов, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
- Проверять соблюдение органами государственного управления, органами государственной власти на местах законодательства Республики Узбекистан в области прав человека.
Вносить руководителям указанных органов обязательные для исполнения в установленные сроки представления об устранении выявленных нарушений законодательства, причин нарушения и способствующих условий, а также принятии мер по восстановлению нарушенных прав и свобод человека;
- Выступать в судах иностранных государств в качестве представителя истца и ответчика по правовым спорам, касающимся прав и законных интересов Республики Узбекистан;
- Выступать в качестве представителя Президента и экс-Президента Республики Узбекистан по правовым, в том числе судебным вопросам;
- Вносить в соответствующие органы предложения по улучшению условий труда, материального и социального обеспечения судей и аппарата суда;
- Приостанавливать, прекращать действие и аннулировать в установленном порядке лицензии, выданные адвокатам и нотариусам;
- Вносить в квалификационные комиссии адвокатов вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности адвокатов;
- Направлять адвокатским бюро, коллегиям и фирмам предписания об устранении выявленных нарушений законодательства;
- Проверять состояние правовой работы в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, органах государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, а также деятельность их юридических служб, требовать представления ими сведений о работе, вносить руководителям указанных органов, предприятий, учреждений и организаций представления об устранении выявленных недостатков, обязательные для исполнения в установленные сроки, обращаться в вышестоящие органы или суд с вопросом о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения законодательства или возмещении причиненного по их вине материального ущерба государству или предприятию, учреждению и организации;
- Отменять свидетельства об аттестации работников юридической службы, допускающих грубые нарушения служебных обязанностей;
- Изучать обоснованность привлечения субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями к ответственности путем ознакомления с необходимыми документами, в том числе материалами уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел;
- Проводить проверки неукоснительного выполнения законодательства по соблюдению прав предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, контролирующими органами, органами государственной власти на местах, учреждениями, организациями, должностными лицами. Вносить руководителям указанных органов и организаций обязательные для исполнения в установленные сроки представления:
- об устранении выявленных нарушений законодательства, причин нарушения и способствующих условий;
- о принятии мер по восстановлению нарушенных прав предпринимателей, в том числе иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
- Ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности при выявлении фактов нарушения ими прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами, прав и законных интересов субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также при неисполнении должностными лицами законных требований органов юстиции;
- Приостанавливать решения министерств, ведомств, контролирующих органов и органов государственной власти на местах, а также действия (бездействие) их должностных лиц, нарушающие права субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
- Вносить предложения в судебные инстанции без уплаты государственной пошлины о пересмотре судебных актов по уголовным, гражданским, хозяйственным и административным делам, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательства, иli>письменно объявлять должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения законодательства по соблюдению прав предпринимателей и владельцев частной собственности;
- Привлекать соответствующих специалистов для проверок обращений граждан, в том числе субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями о нарушениях их прав и законных интересов;
- Контролировать процесс исполнения хозяйственных договоров, при нарушении договорной дисциплины вносить хозяйствующим субъектам соответствующие представления, обязательные для исполнения в установленные сроки, на предмет персональной ответственности должностных лиц и предъявления исков в суды, а также возмещения ущерба, причиненного в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств; при невыполнении в установленный срок требований, изложенных в представлении, ставить вопрос перед компетентными органами или судами об ответственности должностных лиц за нарушение договорной дисциплины;
-
Проверять соблюдение учредительных документов юридическими лицами, зарегистрированными органами юстиции, требовать представления ими соответствующих документов и сведений, вносить руководителям указанных юридических лиц представления об устранении выявленных нарушений, обязательные для исполнения в установленные сроки, обращаться в вышестоящие органы или суд для привлечения к установленной ответственности должностных лиц за нарушение учредительных документов и действующего законодательства, а также по вопросу возмещения причиненного по их вине материального ущерба государству или предприятию;
- принимать решение о приостановлении или прекращении государственного финансирования уставной деятельности политической партии;
- лишать аккредитации сотрудников представительств и филиалов международных и иностранных негосударственных (неправительственных) некоммерческих организаций в случае нарушения ими законодательства Республики Узбекистан;
- Поддерживать в пределах своей компетенции прямые связи с органами иностранных государств и международными организациями;
- Получать от всех государственных органов и иных организаций данные, необходимые для организации и ведения правовой статистики;
- Обращаться в суды с заявлениями и исками в интересах государства, юридических и физических лиц без уплаты государственной пошлины;
- Создавать соответствующие подразделения, реорганизовывать и ликвидировать их, а также утверждать их уставы (положения), необходимые для обеспечения деятельности органов и учреждений юстиции.
Министерство может иметь и иные права в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
При осуществлении контроля в пределах своей компетенции сотрудники Управления по защите прав предпринимателей и Управления по правовой защите иностранных инвестиций и предприятий с иностранными инвестициями Министерства, а также их отделов на местах вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения иметь доступ на территорию и в помещения соответственно министерств, государственных комитетов и ведомств, их территориальных и структурных подразделений, а также учреждений и организаций независимо от их подчиненности и принадлежности для ознакомления с документами и материалами, необходимыми для проведения проверки;
- истребовать для изучения решения, распоряжения, инструкции, приказы и иные акты и документы, получать информацию о состоянии законности по соблюдению прав и законных интересов предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также мерах по ее обеспечению;
- вызывать должностных лиц и других работников органов и организаций, указанных в абзаце втором настоящего пункта, требовать от них устных или письменных объяснений относительно нарушения законодательства по соблюдению прав предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
Министерство в пределах своих полномочий вправе принимать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, нотариусов, адвокатов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
Министерство вправе, в необходимых случаях, издавать с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами совместные постановления и иные акты.
|