Министерство юстиции Республики Узбекистан

Функции министерства


Министерство осуществляет следующие функции:

I. В сфере проведения единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики:

  1. В области подготовки и правовой экспертизы законов и иных нормативных актов:
    • координирует и осуществляет методическое руководство деятельностью органов государственного управления в вопросах законотворчества;
    • вырабатывает приоритетные направления совершенствования законотворческой деятельности, обеспечивает их реализацию;
    • осуществляет предварительное согласование вопросов необходимости подготовки проектов законов органами государственного управления;
    • разрабатывает по поручениям Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и по собственной инициативе проекты законов и других нормативно-правовых актов, изменений и дополнений к ним и вносит их на рассмотрение в установленном порядке;
    • по поручениям Кабинета Министров Республики Узбекистан рассматривает и обобщает предложения органов государственного управления и органов государственной власти на местах по вопросам подготовки проектов законов;
    • проводит юридическую экспертизу проектов законов и других нормативно-правовых актов и дает заключения о соответствии их Конституции и законодательству Республики Узбекистан, а также правилам законодательной техники;
    • разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией и законами Республики Узбекистан, об обеспечении системности и целостности правового регулирования, анализирует и обобщает предложения по совершенствованию законодательства и вносит их на рассмотрение Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан, осуществляет работу по кодификации законодательства;
    • поддерживает постоянные рабочие связи с палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, их Кенгашами, комитетами и комиссиями.

  2. В области ведомственного нормотворчества:
    • проводит государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющих общеобязательный характер;
    • ведет государственный реестр ведомственных нормативно-правовых актов;
    • контролирует работу министерств, государственных комитетов, ведомств по выполнению ими установленного порядка принятия, государственной регистрации, опубликования и доведения до сведения заинтересованных лиц нормативно-правовых актов, а также по их применению;
    • информирует общественность о состоянии государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств.

  3. В области систематизации законодательства:
    • осуществляет государственный учет нормативно-правовых актов Республики Узбекистан и работу по систематизации законодательства;
    • ведет контрольные экземпляры законов Республики Узбекистан, постановлений и других актов Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан;
    • формирует банк (фонд) нормативно-правовых актов Республики Узбекистан;
    • осуществляет развитие Общеправового классификатора отраслей законодательства Республики Узбекистан, присваивает на основании классификатора коды нормативно-правовым актам;
    • определяет правила ведения систематизированного учета законодательства в органах государственного управления и органах государственной власти на местах и осуществляет контроль за их соблюдением.

  4. В области правоприменительной практики:
    • координирует деятельность органов государственного управления по вопросам правоприменительной практики;
    • организует работу по обеспечению единообразного применения законодательства Республики Узбекистан органами государственного управления и органами государственной власти на местах;
    • проводит мониторинг выполнения законодательства Республики Узбекистан и по ее результатам вносит предложения;
    • в пределах своей компетенции дает заключения по применению законодательства.

II. В сфере обеспечения защиты прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами:

  • осуществляет постоянный анализ законодательства в области прав человека и вносит предложения по его совершенствованию;
  • изучает международный опыт и готовит предложения по имплементации международно-правовых норм в действующее законодательство Республики Узбекистан;
  • разрабатывает меры по повышению правовых знаний населения в области прав и свобод человека, пропаганде идеи уважения прав человека в обществе;
  • анализирует и обобщает состояние соблюдения законодательства в области прав человека и вносит предложения в соответствующие государственные органы по их улучшению;
  • содействует усилению роли адвокатских структур в защите прав и свобод человека, развитию институтов гражданского общества и укреплению их правовых основ;
  • взаимодействует с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман) и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, в том числе в области осуществления мониторинга соблюдения прав и свобод человека;
  • обеспечивает объективное и всестороннее рассмотрение обращений граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод, принимает по ним меры в соответствии с законодательством.


III. В сфере координации работы государственных органов по правовой пропаганде:

  • анализирует состояние правовой пропаганды и правового образования, разрабатывает предложения по их улучшению;
  • организует пропаганду правовых знаний среди населения, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
  • организует методическое обеспечение образовательной работы в области права, разрабатывает рекомендации по внедрению современных форм правового воспитания и образования;
  • разрабатывает планы и организует издание юридических учебников, учебных пособий для студентов и учащихся высших, средних специальных и профессиональных учебных заведений, сборников нормативно-правовых актов, а также научно-популярной и другой юридической литературы;
  • разрабатывает и осуществляет программы и мероприятия по совершенствованию системы правовой информатизации общества;
  • организует внедрение программно-технических средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для органов и учреждений юстиции;
  • принимает меры к обеспечению органов и учреждений юстиции необходимыми законодательными материалами;
  • организует создание и поддержание Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан, обеспечивает в установленном порядке доступ к ней юридических и физических лиц;
  • осуществляет межгосударственный обмен правовой информацией;
  • организует официальное издание кодексов и сборников актов законодательства, в том числе официального источника опубликования нормативно-правовых актов "Собрание законодательства Республики Узбекистан";
  • осуществляет работу по координации деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах, а также юридических и физических лиц по изданию нормативно-правовых актов, созданию электронных баз данных законодательства;
  • определяет совместно с соответствующими органами государственного управления правила опубликования и распространения нормативно-правовых актов, создания электронных баз данных законодательства, принимает меры по обеспечению их выполнения.


IV. В сфере материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов, а также обеспечения исполнении судебных актов и актов иных государственных органов:

  • разрабатывает с учетом потребности судов предложения по их финансированию;
  • обеспечивает эффективное освоение средств, выделенных на строительство и ремонт зданий судов, создание надлежащих условий для деятельности судов;
  • организует работу по обеспечению безопасности судей и судебных процессов;
  • взаимодействует с правоохранительными и другими органами по вопросам обеспечения деятельности судов, укрепления их реальной независимости и самостоятельности;
  • создает эффективные механизмы обеспечения исполнении судебных актов и актов иных государственных органов.


V. в сфере осуществления государственного регулирования в области правового обслуживания:

  1. По организации деятельности нотариата и регистрации актов гражданского состояния:
    • открывает и ликвидирует государственные нотариальные конторы, учреждает и упраздняет должности нотариуса;
    • осуществляет лицензирование деятельности нотариусов;
    • ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;
    • определяет порядок прохождения стажировки стажера нотариуса, порядок выдачи лицензий на право занятия нотариальной деятельностью, утверждает положения о квалификационной и апелляционной комиссиях;
    • удостоверяет подлинность подписи нотариусов и оттисков их печати на документах, предназначенных для использования за границей, выполняет другие функции, связанные с деятельностью нотариата;
    • осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства, анализирует и обобщает их работу;
    • утверждает правила нотариального делопроизводства, инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и нотариусами, занимающимися частной практикой, председателями (аксакалами) схода граждан поселков, кишлаков и аулов, форму реестров регистрации нотариальных действий, удостоверительных надписей и свидетельств, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом Республики Узбекистан “О нотариате”;
    • организует регистрацию актов гражданского состояния, осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов ЗАГСа;
    • организует, реорганизует и ликвидирует органы ЗАГСа, проверяет, анализирует и обобщает их работу;
    • принимает меры к повышению уровня правового обслуживания граждан со стороны работников органов ЗАГСа и нотариата;
    • утверждает образцы бланков записей актов гражданского состояния;
    • обеспечивает органы ЗАГСа и консульские учреждения Республики Узбекистан в иностранных государствах бланками гербовых свидетельств строгой отчетности;
    • разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность нотариата и органов ЗАГСа, а также дает указания и методические разъяснения для этих органов.

  2. По развитию адвокатуры и юридических услуг:
    • определяет совместно с республиканским общественным объединением адвокатов полномочия и порядок организации деятельности квалификационных комиссий;
    • совместно с республиканским общественным объединением адвокатов утверждает состав Высшей квалификационной комиссии адвокатов;
    • осуществляет выдачу лицензий адвокатам и государственную регистрацию адвокатских бюро, коллегий и фирм;
    • ведет реестр адвокатов, а также адвокатских бюро, коллегий и фирм;
    • оказывает методическую помощь и содействие в деятельности адвокатских бюро, коллегий, фирм и Высшей квалификационной комиссии адвокатов;
    • изучает и распространяет положительный опыт работы адвокатов;
    • оказывает содействие в осуществлении мероприятий по повышению квалификации адвокатов;
    • принимает меры к защите адвокатов от преследований, необоснованных ограничений и посягательств в связи с их профессиональной деятельностью;
    • осуществляет контроль за соблюдением законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность, правил адвокатской этики, а также за профессиональной подготовкой адвокатов;
    • утверждает формы и устанавливает сроки представления статистической отчетности адвокатскими бюро, коллегиями и фирмами в органы юстиции;
    • осуществляет меры по организации и развитию юридических услуг;
    • осуществляет координацию правовой работы в органах государственного и хозяйственного управления, органах государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, разрабатывает рекомендации по ее улучшению;
    • проверяет и анализирует практику постановки правовой работы, принимает меры по устранению выявленных недостатков и распространению положительного опыта работы юридических служб органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, а также по повышению квалификации юрисконсультов, проводит их аттестацию.

VI. В сфере содействия развитию предпринимательства, обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями:

  • разрабатывает и реализует комплексные организационно-правовые меры, направленные на повышение эффективности правового обеспечения и развитие предпринимательства, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
  • обеспечивает контроль за строгим соблюдением всех законодательных и нормативно-правовых актов по регулированию деятельности и оказанию поддержки вновь создаваемым и действующим субъектам предпринимательства, иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями;
  • изучает практику применения законодательства по защите прав предпринимателей, созданию благоприятных правовых и организационных условий для образования и эффективной деятельности малых предприятий, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также вносит предложения по его совершенствованию;
  • обеспечивает контроль за законностью осуществления проверок со стороны контролирующих органов;
  • принимает меры по восстановлению нарушенных прав субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
  • изучает в установленном порядке материалы уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел;
  • осуществляет мониторинг, выявляет и изучает факты незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями со стороны государственных структур, органов государственной власти на местах, а также их должностных лиц с формированием соответствующей базы данных;
  • рассматривает обращения субъектов предпринимательства, в том числе иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями по фактам нарушения их прав и законных интересов, извещает их о принятых мерах.


VII. В сфере договорно-правовых отношений:

  • оказывает правовую помощь хозяйствующим субъектам при заключении и исполнении хозяйственных договоров;
  • в установленном порядке разрабатывает и вносит предложения по совершенствованию договорной дисциплины;
  • контролирует применение установленных мер по привлечению к ответственности хозяйствующих субъектов и, прежде всего, их должностных лиц за нарушение договорной дисциплины;
  • проводит работу по повышению ответственности руководителей хозяйствующих субъектов за соблюдение договорной дисциплины.


VIIIв сфере государственной регистрации юридических лиц:

  • осуществляет государственную регистрацию негосударственных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (религиозных организаций, политических партий), представительств и филиалов международных и иностранных негосударственных (неправительственных) некоммерческих организаций и аккредитацию сотрудников указанных представительств и филиалов, являющихся иностранными гражданами, а также членов их семей, находящихся на их иждивении;
  • осуществляет государственную регистрацию аудиторских и страховых организаций, предприятий с иностранными инвестициями, бирж, рынков, а также других юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством;
  • обеспечивает соблюдение законности при регистрации юридических лиц;
  • ведет государственный реестр зарегистрированных им юридических лиц;
  • осуществляет контроль за соблюдением юридическими лицами, зарегистрированными в органах юстиции, учредительных документов, уставной деятельности, порядка перерегистрации и ликвидации;
  • принимает в установленном порядке меры по ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки;
  • осуществляет распределение между политическими партиями государственных средств, выделяемых для финансирования их уставной деятельности в установленном законодательством порядке.


IX. В сфере обеспечения эффективной правовой защиты интересов Республики Узбекистан в области международно-правовых отношений:

  • в установленном порядке согласовывает предложения по заключению международных договоров Республики Узбекистан, участвует в подготовке и исполнении международных договоров Республики Узбекистан;
  • представляет в установленном порядке предложения о подготовке, заключении и исполнении международных договоров Республики Узбекистан о правовой помощи;
  • дает юридические заключения по международно-правовым документам, где одной из сторон является Республика Узбекистан, в том числе по заемным и кредитным договорам, заключенным под гарантии Правительства Республики Узбекистан;
  • проводит юридическую экспертизу проектов международных договоров;
  • заключает в пределах своей компетенции договоры о сотрудничестве с соответствующими органами других государств, а также международными организациями;
  • создает банк данных по вопросам международно-правовой информации;
  • обеспечивает, в пределах своей компетенции, защиту прав и законных интересов Республики Узбекистан и ее граждан в иностранных государствах;
  • представительствует в судах иностранных государств при рассмотрении споров, в которых одной из сторон является Республика Узбекистан;
  • осуществляет правовую, в том числе судебную защиту прав и законных интересов Президента и экс-Президента Республики Узбекистан.


Х. В сфере подготовки кадров-правоведов и повышения их квалификации:

  • определяет потребность государственных органов в юридических кадрах, организует и руководит работой по их подготовке в Ташкентском Государственном юридическом институте, Ташкентском юридическом колледже, академическом лицее при Ташкентском Государственном юридическом институте и других учебных заведениях системы Министерства;
  • организует переподготовку и повышение квалификации кадров-правоведов, с учетом современных требований и стандартов, разрабатывает рекомендации по совершенствованию кадровой политики среди правоведов;
  • создает резерв кадров, организует подготовку, осуществляет подбор и в установленном порядке участвует в расстановке кадров органов и учреждений юстиции, организует их переподготовку.


XI. В сфере рассмотрения обращений граждан, предприятий, учреждений и организаций:

  • рассматривает жалобы и заявления граждан о незаконных действиях работников органов и учреждений юстиции, обеспечивает всестороннее объективное рассмотрение жалоб по этим вопросам;
  • обеспечивает принятие справедливых решений по жалобам, поступившим по фактам нарушения законодательства, при необходимости с осуществлением проверок на местах совместно с ответственными организациями и специалистами;
  • изучает деятельность органов и учреждений юстиции, связанную с рассмотрением жалоб и заявлений, обобщает и вносит предложения по совершенствованию работы в этом направлении;


XII. В сфере правовой статистики:

  • обобщает и анализирует данные правовой статистики, полученные от государственных и иных органов, обеспечивает методическое руководство ведением и анализом статистической отчетности по этим вопросам;
  • разрабатывает формы статистической отчетности и документов первичного учета в органах и учреждениях юстиции;
  • собирает и изучает статистические данные о деятельности адвокатуры;
  • ведет статистику регистрации актов гражданского состояния и нотариальных действий, а также по другим направлениям деятельности органов и учреждений юстиции.


XIII. В сфере финансирования и осуществления материально-технического обеспечения органов и учреждений юстиции:

  • разрабатывает предложения о материальном и социальном обеспечении работников системы юстиции;
  • организует материально-техническое снабжение органов и учреждений юстиции, принимает меры к осуществлению капитального строительства и ремонта зданий органов юстиции, государственных нотариальных контор, отделов ЗАГСа, отделений судебных исполнителей и других учреждений юстиции, вносит соответствующие предложения в органы государственной власти на местах и Кабинет Министров Республики Узбекистан;
  • осуществляет в установленном порядке финансирование органов и учреждений юстиции, организует и контролирует в системе юстиции бухгалтерский учет и отчетность;
  • осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов и учреждений юстиции.


XIV. В сфере развития судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений:

  • принимает меры по развитию правовых наук, организует научно-исследовательскую, экспертную работу в области криминалистики и судебной экспертизы;
  • осуществляет координацию и научно-методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Республики Узбекистан;
  • осуществляет руководство деятельностью Республиканского центра судебной экспертизы имени Х. Сулеймановой, Республиканского центра повышения квалификации юристов, Ташкентского Государственного юридического института, Ташкентского юридического колледжа и иных учреждений юстиции.


Обратная связь Карта сайта