Министерство юстиции Республики Узбекистан

Задачи, функции и права

Основными задачами Министерства являются:
  1. обеспечение проведения единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики;
  2. обеспечение защиты прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами, всемерного развития институтов гражданского общества, укрепления их правовых основ;
  3. координация работы государственных органов по правовой пропаганде, направленная на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
  4. повышение эффективности работы по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, укрепление их реальной независимости и самостоятельности, создание эффективных механизмов обеспечения исполнения судебных актов и актов иных государственных органов;
  5. осуществление государственного регулирования и повышение эффективности деятельности нотариата, адвокатуры, органов ЗАГСа и других структур в сфере правового обслуживания граждан и юридических лиц;
  6. содействие развитию предпринимательства, обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
  7. оказание правовой помощи хозяйствующим субъектам при заключении и исполнении хозяйственных договоров, укрепление договорной дисциплины;
  8. обеспечение соблюдения законности при регистрации юридических лиц, в том числе негосударственных некоммерческих организаций;
  9. обеспечение совместно с соответствующими государственными органами эффективной правовой защиты интересов Республики Узбекистан в области международно-правовых отношений;
  10. подготовка кадров правоведов и повышение их квалификации с учетом современных требований и стандартов;
  11. осуществление руководства системой органов и учреждений юстиции.

Министерство осуществляет следующие функции:
  1. в сфере проведения единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики:
    1. в области подготовки и правовой экспертизы законов и иных нормативных актов:
      • координирует и осуществляет методическое руководство деятельностью органов государственного управления в вопросах законотворчества;
      • вырабатывает приоритетные направления совершенствования законотворческой деятельности, обеспечивает их реализацию;
      • осуществляет предварительное согласование вопросов необходимости подготовки проектов законов органами государственного управления;
      • разрабатывает по поручениям Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и по собственной инициативе проекты законов и других нормативно-правовых актов, изменений и дополнений к ним и вносит их на рассмотрение в установленном порядке;
      • по поручениям Кабинета Министров Республики Узбекистан рассматривает и обобщает предложения органов государственного управления и органов государственной власти на местах по вопросам подготовки проектов законов;
      • проводит юридическую экспертизу проектов законов и других нормативно-правовых актов и дает заключения о соответствии их Конституции и законодательству Республики Узбекистан, а также правилам законодательной техники;
      • разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией и законами Республики Узбекистан, об обеспечении системности и целостности правового регулирования, анализирует и обобщает предложения по совершенствованию законодательства и вносит их на рассмотрение Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан, осуществляет работу по кодификации законодательства;
      • поддерживает постоянные рабочие связи с палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, их Кенгашами, комитетами и комиссиями;

    2. в области ведомственного нормотворчества:
      • проводит государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющих общеобязательный характер;
      • ведет государственный реестр ведомственных нормативно-правовых актов;
      • контролирует работу министерств, государственных комитетов, ведомств по выполнению ими установленного порядка принятия, государственной регистрации, опубликования и доведения до сведения заинтересованных лиц нормативно-правовых актов, а также по их применению;
      • информирует общественность о состоянии государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств;

    3. в области систематизации законодательства:
      • осуществляет государственный учет нормативно-правовых актов Республики Узбекистан и работу по систематизации законодательства;
      • ведет контрольные экземпляры законов Республики Узбекистан, постановлений и других актов Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан;
      • формирует банк (фонд) нормативно-правовых актов Республики Узбекистан;
      • осуществляет развитие Общеправового классификатора отраслей законодательства Республики Узбекистан, присваивает на основании классификатора коды нормативно-правовым актам;
      • определяет правила ведения систематизированного учета законодательства в органах государственного управления и органах государственной власти на местах и осуществляет контроль за их соблюдением;

    4. в области правоприменительной практики:
      • координирует деятельность органов государственного управления по вопросам правоприменительной практики;
      • организует работу по обеспечению единообразного применения законодательства Республики Узбекистан органами государственного управления и органами государственной власти на местах;
      • проводит мониторинг выполнения законодательства Республики Узбекистан и по ее результатам вносит предложения;
      • в пределах своей компетенции дает заключения по применению законодательства;

  2. в сфере обеспечения защиты прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами:
    • осуществляет постоянный анализ законодательства в области прав человека и вносит предложения по его совершенствованию;
    • изучает международный опыт и готовит предложения по имплементации международно-правовых норм в действующее законодательство Республики Узбекистан;
    • разрабатывает меры по повышению правовых знаний населения в области прав и свобод человека, пропаганде идеи уважения прав человека в обществе;
    • анализирует и обобщает состояние соблюдения законодательства в области прав человека и вносит предложения в соответствующие государственные органы по их улучшению;
    • содействует усилению роли адвокатских структур в защите прав и свобод человека, развитию институтов гражданского общества и укреплению их правовых основ;
    • взаимодействует с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман) и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, в том числе в области осуществления мониторинга соблюдения прав и свобод человека;
    • обеспечивает объективное и всестороннее рассмотрение обращений граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод, принимает по ним меры в соответствии с законодательством;

  3. в сфере координации работы государственных органов по правовой пропаганде:
    • анализирует состояние правовой пропаганды и правового образования, разрабатывает предложения по их улучшению;
    • организует пропаганду правовых знаний среди населения, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
    • организует методическое обеспечение образовательной работы в области права, разрабатывает рекомендации по внедрению современных форм правового воспитания и образования;
    • разрабатывает планы и организует издание юридических учебников, учебных пособий для студентов и учащихся высших, средних специальных и профессиональных учебных заведений, сборников нормативно-правовых актов, а также научно-популярной и другой юридической литературы;
    • разрабатывает и осуществляет программы и мероприятия по совершенствованию системы правовой информатизации общества;
    • организует внедрение программно-технических средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для органов и учреждений юстиции;
    • принимает меры к обеспечению органов и учреждений юстиции необходимыми законодательными материалами;
    • организует создание и поддержание Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан, обеспечивает в установленном порядке доступ к ней юридических и физических лиц;
    • осуществляет межгосударственный обмен правовой информацией;
    • организует официальное издание кодексов и сборников актов законодательства, в том числе официального источника опубликования нормативно-правовых актов "Собрание законодательства Республики Узбекистан";
    • осуществляет работу по координации деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах, а также юридических и физических лиц по изданию нормативно-правовых актов, созданию электронных баз данных законодательства;
    • определяет совместно с соответствующими органами государственного управления правила опубликования и распространения нормативно-правовых актов, создания электронных баз данных законодательства, принимает меры по обеспечению их выполнения;

  4. в сфере материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов, а также обеспечения исполнении судебных актов и актов иных государственных органов:
    • разрабатывает с учетом потребности судов предложения по их финансированию;
    • обеспечивает эффективное освоение средств, выделенных на строительство и ремонт зданий судов, создание надлежащих условий для деятельности судов;
    • организует работу по обеспечению безопасности судей и судебных процессов;
    • взаимодействует с правоохранительными и другими органами по вопросам обеспечения деятельности судов, укрепления их реальной независимости и самостоятельности;
    • создает эффективные механизмы обеспечения исполнения судебных актов и актов иных государственных органов;

  5. в сфере осуществления государственного регулирования в области правового обслуживания:
    1. по организации деятельности нотариата и регистрации актов гражданского состояния:
      • открывает и ликвидирует государственные нотариальные конторы, учреждает и упраздняет должности нотариуса;
      • осуществляет лицензирование деятельности нотариусов;
      • ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;
      • определяет порядок прохождения стажировки стажера нотариуса, порядок выдачи лицензий на право занятия нотариальной деятельностью, утверждает положения о квалификационной и апелляционной комиссиях;
      • удостоверяет подлинность подписи нотариусов и оттисков их печати на документах, предназначенных для использования за границей, выполняет другие функции, связанные с деятельностью нотариата;
      • осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства, анализирует и обобщает их работу;
      • утверждает правила нотариального делопроизводства, инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и нотариусами, занимающимися частной практикой, председателями (аксакалами) схода граждан поселков, кишлаков и аулов, форму реестров регистрации нотариальных действий, удостоверительных надписей и свидетельств, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом Республики Узбекистан “О нотариате”;
      • организует регистрацию актов гражданского состояния, осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов ЗАГСа;
      • организует, реорганизует и ликвидирует органы ЗАГСа, проверяет, анализирует и обобщает их работу;
      • принимает меры к повышению уровня правового обслуживания граждан со стороны работников органов ЗАГСа и нотариата;
      • утверждает образцы бланков записей актов гражданского состояния;
      • обеспечивает органы ЗАГСа и консульские учреждения Республики Узбекистан в иностранных государствах бланками гербовых свидетельств строгой отчетности;
      • разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность нотариата и органов ЗАГСа, а также дает указания и методические разъяснения для этих органов;

    2. по развитию адвокатуры и юридических услуг:
      • определяет совместно с республиканским общественным объединением адвокатов полномочия и порядок организации деятельности квалификационных комиссий;
      • совместно с республиканским общественным объединением адвокатов утверждает состав Высшей квалификационной комиссии адвокатов;
      • осуществляет выдачу лицензий адвокатам и государственную регистрацию адвокатских бюро, коллегий и фирм;
      • ведет реестр адвокатов, а также адвокатских бюро, коллегий и фирм;
      • оказывает методическую помощь и содействие в деятельности адвокатских бюро, коллегий, фирм и Высшей квалификационной комиссии адвокатов;
      • изучает и распространяет положительный опыт работы адвокатов;
      • оказывает содействие в осуществлении мероприятий по повышению квалификации адвокатов;
      • принимает меры к защите адвокатов от преследований, необоснованных ограничений и посягательств в связи с их профессиональной деятельностью;
      • осуществляет контроль за соблюдением законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность, правил адвокатской этики, а также за профессиональной подготовкой адвокатов;
      • утверждает формы и устанавливает сроки представления статистической отчетности адвокатскими бюро, коллегиями и фирмами в органы юстиции;
      • осуществляет меры по организации и развитию юридических услуг;
      • осуществляет координацию правовой работы в органах государственного и хозяйственного управления, органах государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, разрабатывает рекомендации по ее улучшению;
      • проверяет и анализирует практику постановки правовой работы, принимает меры к устранению выявленных недостатков и распространению положительного опыта работы юридических служб органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, а также по повышению квалификации юрисконсультов, проводит их аттестацию;

  6. в сфере содействия развитию предпринимательства, обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями:
    • разрабатывает и реализует комплексные организационно-правовые меры, направленные на повышение эффективности правового обеспечения и развитие предпринимательства, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
    • обеспечивает контроль за строгим соблюдением всех законодательных и нормативно-правовых актов по регулированию деятельности и оказанию поддержки вновь создаваемым и действующим субъектам предпринимательства, иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями;
    • изучает практику применения законодательства по защите прав предпринимателей, созданию благоприятных правовых и организационных условий для образования и эффективной деятельности малых предприятий, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также вносит предложения по его совершенствованию;
    • обеспечивает контроль за законностью осуществления проверок со стороны контролирующих органов;
    • принимает меры по восстановлению нарушенных прав субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
    • изучает в установленном порядке материалы уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел;
    • осуществляет мониторинг, выявляет и изучает факты незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями со стороны государственных структур, органов государственной власти на местах, а также их должностных лиц с формированием соответствующей базы данных;
    • рассматривает обращения субъектов предпринимательства, в том числе иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями по фактам нарушения их прав и законных интересов, извещает их о принятых мерах;

  7. в сфере договорно-правовых отношений:
    • оказывает правовую помощь хозяйствующим субъектам при заключении и исполнении хозяйственных договоров;
    • в установленном порядке разрабатывает и вносит предложения по совершенствованию договорной дисциплины;
    • контролирует применение установленных мер по привлечению к ответственности хозяйствующих субъектов и, прежде всего, их должностных лиц за нарушение договорной дисциплины;
    • проводит работу по повышению ответственности руководителей хозяйствующих субъектов за соблюдение договорной дисциплины;

  8. в сфере государственной регистрации юридических лиц:
    • осуществляет государственную регистрацию негосударственных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (религиозных организаций, политических партий), представительств и филиалов международных и иностранных негосударственных (неправительственных) некоммерческих организаций и аккредитацию сотрудников указанных представительств и филиалов, являющихся иностранными гражданами, а также членов их семей, находящихся на их иждивении;
    • осуществляет государственную регистрацию аудиторских и страховых организаций, предприятий с иностранными инвестициями, бирж, рынков, а также других юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством;
    • обеспечивает соблюдение законности при регистрации юридических лиц;
    • ведет государственный реестр зарегистрированных им юридических лиц;
    • осуществляет контроль за соблюдением юридическими лицами, зарегистрированными в органах юстиции, учредительных документов, уставной деятельности, порядка перерегистрации и ликвидации;
    • принимает в установленном порядке меры по ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки;
    • осуществляет распределение между политическими партиями государственных средств, выделяемых для финансирования их уставной деятельности в установленном законодательством порядке.

  9. в сфере обеспечения эффективной правовой защиты интересов Республики Узбекистан в области международно-правовых отношений:
    • в установленном порядке согласовывает предложения по заключению международных договоров Республики Узбекистан, участвует в подготовке и исполнении международных договоров Республики Узбекистан;
    • представляет в установленном порядке предложения о подготовке, заключении и исполнении международных договоров Республики Узбекистан о правовой помощи;
    • дает юридические заключения по международно-правовым документам, где одной из сторон является Республика Узбекистан, в том числе по заемным и кредитным договорам, заключенным под гарантии Правительства Республики Узбекистан;
    • проводит юридическую экспертизу проектов международных договоров;
    • заключает в пределах своей компетенции договоры о сотрудничестве с соответствующими органами других государств, а также международными организациями;
    • создает банк данных по вопросам международно-правовой информации;
    • обеспечивает, в пределах своей компетенции, защиту прав и законных интересов Республики Узбекистан и ее граждан в иностранных государствах;
    • представительствует в судах иностранных государств при рассмотрении споров, в которых одной из сторон является Республика Узбекистан;
    • осуществляет правовую, в том числе судебную защиту прав и законных интересов Президента и экс-Президента Республики Узбекистан;

  10. в сфере подготовки кадров-правоведов и повышения их квалификации:
    • определяет потребность государственных органов в юридических кадрах, организует и руководит работой по их подготовке в Ташкентском Государственном юридическом институте, Ташкентском юридическом колледже, академическом лицее при Ташкентском Государственном юридическом институте и других учебных заведениях системы Министерства;
    • организует переподготовку и повышение квалификации кадров-правоведов, с учетом современных требований и стандартов, разрабатывает рекомендации по совершенствованию кадровой политики среди правоведов;
    • создает резерв кадров, организует подготовку, осуществляет подбор и в установленном порядке участвует в расстановке кадров органов и учреждений юстиции, организует их переподготовку;

  11. в сфере рассмотрения обращений граждан, предприятий, учреждений и организаций:
    • рассматривает жалобы и заявления граждан о незаконных действиях работников органов и учреждений юстиции, обеспечивает всестороннее объективное рассмотрение жалоб по этим вопросам;
    • обеспечивает принятие справедливых решений по жалобам, поступившим по фактам нарушения законодательства, при необходимости с осуществлением проверок на местах совместно с ответственными организациями и специалистами;
    • изучает деятельность органов и учреждений юстиции, связанную с рассмотрением жалоб и заявлений, обобщает и вносит предложения по совершенствованию работы в этом направлении;

  12. в сфере правовой статистики:
    • обобщает и анализирует данные правовой статистики, полученные от государственных и иных органов, обеспечивает методическое руководство ведением и анализом статистической отчетности по этим вопросам;
    • разрабатывает формы статистической отчетности и документов первичного учета в органах и учреждениях юстиции;
    • собирает и изучает статистические данные о деятельности адвокатуры;
    • ведет статистику регистрации актов гражданского состояния и нотариальных действий, а также по другим направлениям деятельности органов и учреждений юстиции;

  13. в сфере финансирования и осуществления материально-технического обеспечения органов и учреждений юстиции:
    • разрабатывает предложения о материальном и социальном обеспечении работников системы юстиции;
    • организует материально-техническое снабжение органов и учреждений юстиции, принимает меры к осуществлению капитального строительства и ремонта зданий органов юстиции, государственных нотариальных контор, отделов ЗАГСа, отделений судебных исполнителей и других учреждений юстиции, вносит соответствующие предложения в органы государственной власти на местах и Кабинет Министров Республики Узбекистан;
    • осуществляет в установленном порядке финансирование органов и учреждений юстиции, организует и контролирует в системе юстиции бухгалтерский учет и отчетность;
    • осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов и учреждений юстиции;

  14. в сфере развития судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений:
    • принимает меры по развитию правовых наук, организует научно-исследовательскую, экспертную работу в области криминалистики и судебной экспертизы;
    • осуществляет координацию и научно-методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Республики Узбекистан;
    • осуществляет руководство деятельностью Республиканского центра судебной экспертизы имени Х. Сулеймановой, Республиканского центра повышения квалификации юристов, Ташкентского Государственного юридического института, Ташкентского юридического колледжа и иных учреждений юстиции.


Министерство имеет право:
  1. запрашивать в установленном порядке от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и получать необходимую информацию, документы и материалы, в том числе аналитические, статистические и другие материалы в области соблюдения прав и свобод человека;
  2. вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и других государственных органов предложения по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики;
  3. разрабатывать и утверждать методические указания по вопросам подготовки проектов нормативно-правовых актов для органов государственного управления и органов государственной власти на местах;
  4. получать от министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений, учебных заведений и других организаций заключения по проектам законов и других нормативно-правовых актов, и по согласованию с руководителями указанных органов и организаций образовывать комиссии (рабочие группы) по подготовке данных проектов;
  5. проводить проверки в министерствах, государственных комитетах и ведомствах по соблюдению ими установленного порядка принятия, государственной регистрации, опубликования и доведения до сведения заинтересованных лиц нормативно-правовых актов, а также их применения;
  6. вносить обязательные для исполнения в установленные сроки представления в министерства, государственные комитеты, ведомства об отмене и отзыве с исполнения нормативно-правовых актов, не прошедших государственную регистрацию, восстановлении нарушенных прав, возмещении причиненных убытков, а также ставить вопрос перед соответствующими органами о привлечении в установленном порядке к ответственности виновных в этом должностных лиц;
  7. в установленном порядке выводить из государственного реестра либо приостанавливать действие (полностью или в части) нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств;
  8. вносить представления в министерства, государственные комитеты и ведомства:
    • о необходимости принятия нормативно-правовых актов с указанием срока их разработки;
    • об отмене нормативно-правовых актов, не соответствующих законодательству, либо о приведении их в соответствие с законодательством;

  9. изучать состояние дел по правильному и единообразному применению норм законодательства Республики Узбекистан министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами государственной власти на местах, учреждениями, организациями, должностными лицами. По результатам изучения вносить руководителям соответствующих органов представления о надлежащем применении норм законодательства Республики Узбекистан;
  10. вносить на рассмотрение Президента Республики Узбекистан и в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о привлечении к ответственности руководителей органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах по фактам неисполнения (ненадлежащего исполнения) законов, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
  11. проверять соблюдение органами государственного управления, органами государственной власти на местах законодательства Республики Узбекистан в области прав человека.

    Вносить руководителям указанных органов обязательные для исполнения в установленные сроки представления об устранении выявленных нарушений законодательства, причин нарушения и способствующих условий, а также принятии мер по восстановлению нарушенных прав и свобод человека;
  12. выступать в судах иностранных государств в качестве представителя истца и ответчика по правовым спорам, касающимся прав и законных интересов Республики Узбекистан;
  13. выступать в качестве представителя Президента и экс-Президента Республики Узбекистан по правовым, в том числе судебным вопросам;
  14. вносить в соответствующие органы предложения по улучшению условий труда, материального и социального обеспечения судей и аппарата суда;
  15. приостанавливать, прекращать действие и аннулировать в установленном порядке лицензии, выданные адвокатам и нотариусам;
  16. вносить в квалификационные комиссии адвокатов вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности адвокатов;
  17. направлять адвокатским бюро, коллегиям и фирмам предписания об устранении выявленных нарушений законодательства;
  18. проверять состояние правовой работы в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, органах государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, а также деятельность их юридических служб, требовать представления ими сведений о работе, вносить руководителям указанных органов, предприятий, учреждений и организаций представления об устранении выявленных недостатков, обязательные для исполнения в установленные сроки, обращаться в вышестоящие органы или суд с вопросом о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения законодательства или возмещении причиненного по их вине материального ущерба государству или предприятию, учреждению и организации;
  19. отменять свидетельства об аттестации работников юридической службы, допускающих грубые нарушения служебных обязанностей;
  20. изучать обоснованность привлечения субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями к ответственности путем ознакомления с необходимыми документами, в том числе материалами уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел;
  21. проводить проверки неукоснительного выполнения законодательства по соблюдению прав предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, контролирующими органами, органами государственной власти на местах, учреждениями, организациями, должностными лицами. Вносить руководителям указанных органов и организаций обязательные для исполнения в установленные сроки представления:
    • об устранении выявленных нарушений законодательства, причин нарушения и способствующих условий;
    • о принятии мер по восстановлению нарушенных прав предпринимателей, в том числе иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;

  22. ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности при выявлении фактов нарушения ими прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами, прав и законных интересов субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также при неисполнении должностными лицами законных требований органов юстиции;
  23. приостанавливать решения министерств, ведомств, контролирующих органов и органов государственной власти на местах, а также действия (бездействие) их должностных лиц, нарушающие права субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
  24. вносить предложения в судебные инстанции без уплаты государственной пошлины о пересмотре судебных актов по уголовным, гражданским, хозяйственным и административным делам, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательства, иli>письменно объявлять должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения законодательства по соблюдению прав предпринимателей и владельцев частной собственности;
  25. привлекать соответствующих специалистов для проверок обращений граждан, в том числе субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями о нарушениях их прав и законных интересов;
  26. контролировать процесс исполнения хозяйственных договоров, при нарушении договорной дисциплины вносить хозяйствующим субъектам соответствующие представления, обязательные для исполнения в установленные сроки, на предмет персональной ответственности должностных лиц и предъявления исков в суды, а также возмещения ущерба, причиненного в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств; при невыполнении в установленный срок требований, изложенных в представлении, ставить вопрос перед компетентными органами или судами об ответственности должностных лиц за нарушение договорной дисциплины;
    • проверять соблюдение учредительных документов юридическими лицами, зарегистрированными органами юстиции, требовать представления ими соответствующих документов и сведений, вносить руководителям указанных юридических лиц представления об устранении выявленных нарушений, обязательные для исполнения в установленные сроки, обращаться в вышестоящие органы или суд для привлечения к установленной ответственности должностных лиц за нарушение учредительных документов и действующего законодательства, а также по вопросу возмещения причиненного по их вине материального ущерба государству или предприятию;
    • принимать решение о приостановлении или прекращении государственного финансирования уставной деятельности политической партии;
    • лишать аккредитации сотрудников представительств и филиалов международных и иностранных негосударственных (неправительственных) некоммерческих организаций в случае нарушения ими законодательства Республики Узбекистан;

  27. поддерживать в пределах своей компетенции прямые связи с органами иностранных государств и международными организациями;
  28. получать от всех государственных органов и иных организаций данные, необходимые для организации и ведения правовой статистики;
  29. обращаться в суды с заявлениями и исками в интересах государства, юридических и физических лиц без уплаты государственной пошлины;
  30. создавать соответствующие подразделения, реорганизовывать и ликвидировать их, а также утверждать их уставы (положения), необходимые для обеспечения деятельности органов и учреждений юстиции.

Министерство может иметь и иные права в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

При осуществлении контроля в пределах своей компетенции сотрудники Управления по защите прав предпринимателей и Управления по правовой защите иностранных инвестиций и предприятий с иностранными инвестициями Министерства, а также их отделов на местах вправе:
  • по предъявлении служебного удостоверения иметь доступ на территорию и в помещения соответственно министерств, государственных комитетов и ведомств, их территориальных и структурных подразделений, а также учреждений и организаций независимо от их подчиненности и принадлежности для ознакомления с документами и материалами, необходимыми для проведения проверки;
  • истребовать для изучения решения, распоряжения, инструкции, приказы и иные акты и документы, получать информацию о состоянии законности по соблюдению прав и законных интересов предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также мерах по ее обеспечению;
  • вызывать должностных лиц и других работников органов и организаций, указанных в абзаце втором настоящего пункта, требовать от них устных или письменных объяснений относительно нарушения законодательства по соблюдению прав предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.

Министерство в пределах своих полномочий вправе принимать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, нотариусов, адвокатов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

Министерство вправе, в необходимых случаях, издавать с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами совместные постановления и иные акты.
Обратная связь Карта сайта