Порядок государственной регистрации ведомственных нормативных актовВ соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 октября 1997 года № 469 «О мерах по обеспечению законности нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств» нормативные акты министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющие общеобязательный характер подлежат правовой экспертизе и государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан. Нормативные акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких-либо санкций к гражданам, должностным лицам, предприятиям и организациям за неисполнение содержащихся в них предписаний. Порядок подготовки, оформления, принятия, государственной регистрации и вступления в силу нормативных актов регламентируется Правилами подготовки и принятия ведомственных нормативных актов, утвержденных приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 16 октября 2000 года № 124 (рег. № 979 от 16.10.2000 г.). Министерства, государственные комитеты и ведомства принимают нормативные акты в пределах их компетенции. Принятие нормативного акта входит в компетенцию министерства или ведомства, если законами Республики Узбекистан, указами, распоряжениями и постановлениями Президента Республики Узбекистан, решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан им предоставлены полномочия по нормативному регулированию вопросов, находящихся в их ведении, либо по принятию конкретных нормативных актов. Нормативные акты могут быть приняты совместно несколькими министерствами и ведомствами или одним из них по согласованию с другими. Первым этапом принятия нормативного акта является подготовка проектов нормативных актов. Подготовка проекта нормативного акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений министерств и ведомств с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости — организации, привлекаемые к этой работе. В подготовке проекта нормативного акта участвует юридическая служба министерств и ведомств. Если согласование является обязательным в соответствии с законодательством, а также, если в нормативном акте содержатся положения и нормы, затрагивающие интересы или компетенцию других министерств и ведомств, проект нормативного акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. После подготовки проекта, нормативные акты принимаются (утверждаются) путем подписания соответствующего приказа или постановления руководителем министерства или ведомства или лицом, исполняющим его обязанности. Подписи заверяются печатью соответствующего органа. Нормативные акты, принимаемые в форме положений, правил и инструкций, прилагаются к соответствующему приказу или постановлению, которым они утверждаются. Нормативные акты в течение 10 дней со дня принятия направляются в Министерство юстиции для государственной регистрации. Представление на государственную регистрацию нормативного акта, принятого совместно несколькими министерствами и ведомствами, возлагается на орган, который в числе подписавших акт указан первым. Нормативные акты представляются в Министерство юстиции руководителем (заместителем руководителя) министерства и ведомства в 3 экземплярах (подлинник и 2 копии). Нормативные акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия). В Министерство юстиции представляются также электронные версии данных актов на электронных носителях (флоппи дисках, CD-ROM) либо они направляются в министерство через систему электронной почты. При представлении на государственную регистрацию нормативного акта, принятого совместно несколькими министерствами и ведомствами, количество, подлинников, подлежащих представлению, увеличивается соответственно на количество органов утвердивших нормативный акт. К нормативному акту прилагается справка (в одном экземпляре), подписанная руководителем юридической службы органа, представившего нормативный акт. В случае, когда нормативный акт утвержден лицом, исполняющим обязанности руководителя министерства или ведомства, в справке должны быть указаны реквизиты соответствующего распорядительного документа, предусматривающего возложение исполнения обязанностей руководителя министерства или ведомства, а также срок выполнения данных полномочий. После представления на государственную регистрацию, Министерством юстиции проводится правовая экспертиза и государственная регистрация нормативного акта. Государственная регистрация нормативных актов производится Министерством юстиции в течение тридцати дней с даты получения акта. В случае не соответствия законодательству нормативный акт может быть отказано в государственной регистрации. При этом, в течение десяти дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель министерства или ведомства либо лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий акт об отмене нормативного акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Республики Узбекистан. Данный документ не должен содержать правовых норм и нуждаться в государственной регистрации. После отмены нормативный акт, в государственной регистрации которому отказано, может быть доработан с учетом заключения Министерства юстиции и повторно представлен для государственной регистрации. При этом срок доработки и представления на государственную регистрацию повторно нормативных актов не должен превышать одного месяца. Также, нормативный акт может быть возвращен Министерством юстиции министерству или ведомству без регистрации по просьбе самого органа, представившего этот акт на государственную регистрацию. В этом случае министерство или ведомство направляет в Министерство юстиции соответствующее письмо, а также копию документа об отмене данного нормативного акта. В случае, если представленный на государственную регистрацию акт в результате проведения правовой экспертизы признается Министерством юстиции не подлежащим государственной регистрации, органу, представившему данный акт на государственную регистрацию, направляется соответствующее заключение, с указанием оснований для принятия данного решения. Если в такой акт будут внесены изменения, он подлежит представлению в Министерство юстиции для проведения правовой экспертизы. Государственная регистрация нормативного акта оформляется приказом Министра юстиции. Нормативный акт вступает в силу и подлежит исполнению по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации. Если в самом акте указан более поздний срок вступления в силу, то нормативный акт вступает в силу с этой даты. Кроме того, внесение изменений и дополнений, а также признание утратившим силу нормативного акта осуществляется органом, принявшим этот акт либо иным управомоченным на то органом в том же порядке, в каком был принят данный акт. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные акты, а также акты о признании зарегистрированных нормативных актов утратившими силу (отмене) подлежат государственной регистрации. |